Есть два проявления неправильной правдивости.
Первое – стремление сказать правду назло, причинить ею кому-то боль, насилие, разрушение. Человек, который находится в разрушительном настроении (то есть его сознание находится в гуне невежества, разрушения), даже услышав лекцию о том, что нужно говорить всем правду, берет эту истину и так её применяет, что всем становится от этого хуже.
Представьте себе такую ситуацию: вбегает испуганная женщина в этот зал. А вы одни здесь, и никого нет: ни лектора, ни звукорежиссера. Тихо. Испуганная женщина вбегает в этот зал в истерике, прячется за сценой и хнычет от страха. И через мгновение заходит такой страшный Фредди Крюгер, с такими шипами на руках и с улыбкой вежливо у вас спрашивает: «Ты не видел здесь женщину? Хочу её прирезать!» Что вы скажете в ответ этому человеку? «Да, конечно, видел, она вон туда побежала!» Нет. То есть согласитесь, что никто не покажет. Но получается, что вы исказите реальность. Так вот смотрите, мы уже говорили о том, что самым главным принципом является принцип ахимсы – отказ от насилия, отказ от злобы, ненависти. И если какой-то принцип идёт вразрез с этим принципом ахимсы, то принцип ахимсы становится во главу угла.
Смотрите, что произойдет, если вы покажете, где находится женщина. Вы приведете к деградации эту женщину – ее убьют просто, и вы приведете к деградации Фредди Крюгера, потому что он ещё один грех на душу возьмет. А кроме того вы сами деградируете, потому что вы были пособником этого преступления. Поэтому если моя правда приводит к тому, что люди деградируют, то от такой правды надо отказаться.
Второй момент такой. Узнав про то, что можно говорить неправду, тот же человек в невежестве с хитрым умом начнет пользоваться этим принципом направо и налево, оправдываясь: «Я же не ради себя! Это ради детей… это ради того… ради сего». Я сейчас хотел бы предостеречь от этого отклонения. Если человек привык всегда действовать из эгоистичных побуждений, то солгать ради блага другого он не сможет. Ведь он настолько привык жить для себя, что даже если он скажет: «Я не ради себя это делаю», то на самом деле он сделает все равно ради себя.
Поэтому правильная практика – отказываться от лжи. А такие моменты, как случай с женщиной и Фредди Крюгером, должны быть исключением.
Бывают сложная ситуация, когда вам нужно принять решение: скажешь человеку в лоб правду, а он умрет. Например, сказать человеку: «У вас рак» – или не сказать? Кому-то не надо говорить об этом, а кому-то надо – это вдохновит его работать над собой. Поэтому тут надо немножечко соображать. А правильно вести себя в таких ситуациях может лишь тот человек, у которого развит принцип служения без эгоизма, он понимает, кому и что нужно говорить для того, чтобы человека возвысить.
Но если у нас пока этот принцип не развит, то лучше советоваться с теми, чьё сознание выше, особенно в сложных ситуациях: «А вот как правильнее здесь поступить? Какова правда в этой ситуации?»
Бывает так, что мы действительно говорим правду, какие-то факты. Но эти факты можно так сказать, что мы можем убить человека, а можно так сказать, что сможем возвысить его. В «Бхагавад-гите» (17.15) говорится: «Аскеза речи состоит в том, чтобы говорить слова правдивые, приятные, направленные на благо других и не вызывающие беспокойства». Даже если мы хотим сказать человеку правду, надо подумать, каким образом это сказать так, чтобы человека это возвысило, а не привело к деградации.